Интервью для журнала «Escape», Молдова



Фотография – мир застывших мгновений

Некоторые воспоминания из нашего детства иногда всплывают в определенной ситуации, обстоятельствах. Что-то очень ярко напоминает нам о том, что мы испытали тогда, и что мы чувствовали в тот момент. Я до сих пор помню, как в лет в десять я забрался на чердак в доме бабушк, где нашел среди кучи всяких «интересностей» большой деревянный сундук. Внутри хранились сокровища — множество книг, виниловых пластинок и старых журналов. Как только я взял в руки один из журналов — время остановилось. На запылившихся страницах в сотнях фотографий я рассматривал удивительный мир застывших мгновений прошлого, пойманные в объектив мастерами фотоискусства. До сих пор помню это чувство изумления и восхищения от того, что я увидел. Совсем недавно я вновь испытал это чувство, когда увидел фотографии молодого фотографа Натальи Чобану. Удивительно, насколько живыми выглядели на этих снимках люди, улицы, природа. В тот момент я подумал, что просто нельзя не познакомиться с подобным человеком лично и не поделиться этим с читателям журнала Escape… Наталья с радостью отозвалась на нашу просьбу о встрече, и рассказала о том, как она открыла для себя мир фотоискусства…

Как ты стала фотографом?

Я никогда не мечтала стать фотографом, и все же в 2008 году начала заниматься этим с полной серьезностью. Но, думаю, все началось с моего увлечения рисованием, целыми днями только этим и занималась. Еще воспитатель в детском саду заметила это и посоветовала моим родителям отдать меня художественную школу, говорила, что у меня есть талант. Но, ни в какую школу или кружок, я, правда, так и не попала. Да и родители всё склоняли меня к точным наукам. Но это не помешало мне продолжить рисовать. Чтение книг также дало богатую пищу для моего воображения, мои рисунки становились более яркими и объемными, так что многие даже думали, что я делаю их под копирку. Мне хорошо давались городские пейзажи и натюрморты, единственное, что я никак не могла нарисовать — был человек. Но именно в людях я нахожу вдохновение. Каждый человек – загадка, которую мне хочется разгадать. Я всегда любила наблюдать за людьми и пыталась понять, почему они поступают так или иначе, как выстраивают отношения друг с другом. Сколько бы я ни пыталась, люди у меня не выходили. Это вероятно был толчок к тому, что спустя время, уже поступив в университет, начала снимать, то что не могла нарисовать. Начав фотографировать, я открыла для уникальный мир, в котором стала лучше понимать людей и саму себя. Так всё и началось…

Где ты научилась так фотографировать?

Нигде. Я самоучка. За исключение некоторых-то базовых технических принципов, которые мне показал мой парень, ставший уже моим мужем, всему училась сама, экспериментируя и пробуя. Когда я только начинала снимать, все получалось как-то естественно, просто чувствовала и видела как это должно выглядеть…

Как ты выбираешь людей для съемок?

Не я выбираю их, а они меня! Люди сами ко мне приходят. Я не знаю, может мои работы притягивают определенный тип людей, вероятно, тех, кто очень схож со мной по характеру. Люди, которым изначально не нравится мой стиль вряд ли придут ко мне. Вот и получается, что ко мне приходят большей частью довольно интересные и неординарные люди, от работы с которыми я получаю удовольствие.

Как и картины, фотографии тоже несут какую-то идею. Что ты хочешь показать зрителю?

Человека, которого снимаю. Сделать фотографию для меня значит нечто большее, чем просто «щелкнуть» кого-то на фотоаппарат. Для меня, фотография – это мир отношений и открытий, в котором человек может увидеть настоящего себя. Работая с любым человеком, я всегда пытаюсь помочь ему открыться, снять маску. Поэтому в процессе фотосессии всегда завязываются отношения. Я отдаю людям частичку своей души, чувств, и они открываются в ответ. Вот в чем настоящее искусство – понять человека и принять его таким какой он есть. У меня есть несколько «моделей», девушек, которых я фотографирую постоянно, они давно уже стали моими подругами, потому что я открыла их для себя, и они поняли меня. Я не фотографирую людей, пока не познакомлюсь с ними, пока не узнаю их поближе, пока не пойму, чего они сами хотят. И так могут появиться «честные» фотографии, на которых человек встречается с собой – настоящим.

С какими людьми тебе не нравится работать?

Двуличными и неискренними. Когда ко мне приходит человек и требует изобразить то, чего нет в нем на самом деле, я отказываюсь работать с ним. Просто не хочу обманывать тех, кто будет смотреть эти фотографии. Зритель всегда чувствует фальшь и неискренность, которые часто проявляются в пристрастии к гламуру и пустой разноцветной мишуре. Не люблю этого. Бывало в начале, что я снимала таких людей, от чего очень было неприятно.

Человек, который чего-то добился в жизни, или просто понял, зачем живет на земле, показывает свое внутреннее богатство, через знания, какие-то навыки или творчество. А те, кто кичится яркостью и богатством одежды, машины или длиной маникюра, зачастую оказываются пустыми и жалкими людьми.

Во что ты веришь? Какими принципами ты руководствуешься в жизни?

Верю в золотое правило: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так поступай и ты с другими. Я следую этому правилу в любой сфере своей жизни, но особенно в работе. Если я даю человеку слово, что выполню работу в срок, я не буду спать ночами, но исполню обещанное. Не понимаю тех людей, которые не сдерживают своего слова. Если ты один раз пообещал прийти вовремя и не пришел, а потом снова дал слово сделать и нарушил его, то уже в третий раз тебе никто верить не будет. Если обманываешь других, они не станут тебе доверять. Если будешь использовать людей, они перестанут тебе помогать…

А чего ты хочешь от жизни?

Хочу прожить жизнь не зря. Хочу, чтобы после меня остался яркий след, который будет напоминать людям обо мне. Не хочу просто исчезнуть после смерти. Чтобы добиться этого я стараюсь делать осмысленные вещи. Не раз встречала людей, которые выбирали путь в жизни или профессию из-за денег или славы, и затем мучились всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Я убеждена, что каждый из нас должен понять, чем хочет заниматься в жизни и тогда даже тяжелая работа, станет приятной и увлекательной. Я стала отказываться от клиентов которые мне неприятны, даже если они готовы хорошо заплатить. Я решила, лучше буду работать в двух местах сразу и в свободное время буду снимать то, что мне нравится, чем буду сжигать себя изнутри просто ради выгоды… Я не терплю потребительства. Люди, которые не нашли себя, и к другим начинают относиться как товару, которым они могут пользоваться.

Не комплексуешь ли ты при встрече с «обученными» профессионалами?

Совсем нет. Думаю, что главное результат, а не то, как ты к этому пришел. Я не раз встречалась с такими «профессионалами», которые даже с образованием не могли создать чего-то стоящего. Профессионализм – это знания и опыт, а не диплом.

Что именилось в тебе за годы работы?

Я нашла себя. В первый год я металась из стороны в сторону, меня постоянно сравнивали с другими фотографами. Я, конечно, очень переживала из-за этого, не хотела быть простым подражателем. Но, друзья помогли мне пройти этот этап поиска. Сейчас я знаю, чего я хочу в жизни и в работе. Я ставлю себе новые цели и двигаюсь к ним.

Всем интересно узнать, а что там «за кулисами» каждой фотографии?

За кулисами всегда упорный труд и часы, а иногда дни и недели, подготовки. Я считаю, что ценность фотографии зависит от того, насколько много человек вложил усилий и времени в ее создание. И деньги, в данном случае, играют второстепенную роль. Раньше я всё готовила сама, иногда целыми днями искала подходящие место и реквизит, а потом тащила все это на себе, в то время как клиент приходил на съемку налегке, типа «Вот я красивый какой снимайте меня!». Люди вели себя так, будто мне эти фотографии нужны, а не им. Поэтому они стали себе позволять приходить на два часа позже или не делать даже того малого, о чем я их просила. Это неправильно! В результате, я в корне изменила подход к съемкам. Считаю, что создание хорошей фотографии это всегда командная работа, в которой каждый вкладывают свою лепту.

С чего начинается фотограф?

С души и идеи. Хотя многие думают, что все зависит от «дороговизны» фотоаппарата, и чем дороже те лучше фото. Глупости. Я начинала снимать обычной «мыльницей», и кадры снятые на этом аппарате, победили в трех фотоконкурсах. То есть среди работ профессиональных фотографов с дорогущей техникой, моя обошла всех. Значит, побеждает в первую очередь идея, а уж потом техника. Лишь после этих побед, я смогла позволить себе более дорогую технику. Не важно, какая у тебя камера, главное, что ты на нее снимаешь!

Тем ребятам, которые уже занимаются фотографией, я посоветую не бояться экспериментировать и использовать в первую очередь свой талант, внутреннее чувство, а уж после ту технику, которая у них есть. Если ждать пока появиться «профессиональные» возможности или деньги на мечту, можно просто перегореть и пропустить дело, которым ты бы хотел заниматься в жизни…

Пойми чего ты хочешь и в путь… к мечте и цели.